Интернет-представительство

интернет | сайт | право | договор | товарный знак



В течение последних нескольких лет интернет превратился из чего-то нового и необычного в нормальное средство коммуникации, такое же как телефон или факс. Отсюда становится понятным желание многих компаний обзавестись собственным интернет-представительством, которое бы выполняло роль информационного центра компании или же участвовало в сложной системе взаимоотношений компании со своими отделениями и клиентами.


К сожалению, в российском законе не дано четкого определения, чем же является интернет-представительство. Основные точки зрения, которые предлагаются юристами по поводу правовой принадлежности интернет-представительства выглядят следующим образом:

- Интернет-представительство это самостоятельный объект, попадающий под определение «информационная система», данное в Законе РФ «Об информации, информатизации и защите информации»;
- Интернет-представительство это база данных, в соответствии с Законом РФ «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных», где в качестве баз данных выступает организованная структура, а в качестве наполнения этой базы данных выступает контент, или содержимое интернет-представительства;
- Интернет-представительство – это литературное произведение, в соответствии с Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах».
- Интернет-представительство это самостоятельный объект, определений которого не существует в законе, а потому требующее отдельного определения при заключении договора на его создание или сопровождение.

Каждая из этих точек зрения может быть обоснована и имеет право на существование, однако в связи с тем, что многие заказчики интернет представительства знакомятся с интернетом и с собственным сайтом в момент общения с разработчиками, наиболее логичным было бы дать возможность понять, как все-таки может быть охарактеризовано интернет-представительство, чем оно является и о каких моментах нужно помнить вступая в договорные отношения.


Итак, известно, что интернет-представительство размещено в сети и предназначено для свободного или ограниченного (по паролю) доступа широкому кругу лиц, при этом доступ к интернет-представительству осуществляется по сетям передачи данных при обращении к электронном адресу, по которому интернет-представительство размещено. Адрес может иметь общепринятый вид, например www.companysite.ru или же быть представленным в цифровой форме – 000.000.000.000. Компьютер в любом случае будет обращаться к цифровому адресу, при этом текстовое имя будет служить лишь в качестве «прикрытия» реального цифрового адреса и в любом случае должно быть связано с ним.

Владелец интернет-представительства не может с уверенностью гарантировать доступность своего сайта извне, поскольку он не имеет контроля над сетями передачи данных, равно как и не может обеспечить качество соединения, достаточное для нормальной загрузки сайта на компьютер пользователя.

На основе этих рассуждений можно сделать вывод, что интернет-представительство является обособленным объектом, доступным пользователю при наличии соединения с сетью и при достаточном для такого доступа качестве связи.

Так как интернет-представительство, прежде чем отобразиться на дисплее пользователя, предварительно записывается в память ЭВМ, можно с уверенностью говорить, что интернет-представительство воспроизводится на компьютере пользователя, а следовательно владелец сайта предоставил пользователю неисключительно право воспроизводить свое интернет представительство на компьютере пользователя. Понятие воспроизведения, равно как и право содержится в Законе РФ «Об авторском праве и смежных правах».

Создание интернет-представительства

На основе вышесказанного можно утверждать, что одна из важнейших сторон правоотношений по поводу использования интернет-представительства уже решена российским законодательством. Необходимо, однако, помнить, что если интернет-представительство содержит так называемый disclaimer, в нем нужно указать, что пользователю предоставлено право воспроизводить интернет-представительство на своем компьютере.

Теперь о самом интернет-представительстве – чем оно, по существу, является?

Во-первых, интернет-представительство является сложным комплексом имущественных прав, поскольку содержит в себе такие произведения, являющиеся объектами авторского права, как: литературные произведения, включая программы для ЭВМ, базу данных, фотографии, аудиовизуальные произведения, произведения живописи, графики, дизайна и другие произведения изобразительного искусства. Помимо перечисленных объектов, в состав интернет-представительства могут входить другие объекты авторского права, которые попадают под определение, данное Статьей 6 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах».

Во-вторых, поскольку интернет-представительство в материальной форме может существовать только на специальном носителе (жесткий диск или компакт диск), интернет-представительство является нематериальным объектом, т.к. носитель является самостоятельным объектом.

В-третьих, поскольку создание интернет-представительства, как правило, носит явно выраженный творческий характер, т.е. сайт является результатом творческой деятельности, то интернет-представительство, таким образом, само попадает под определение «объект авторского права», хоть и может состоять из нескольких разных объектов.

Соответственно, при создании интернет-представительства необходимо быть уверенным, что никакие права третьих лиц на объекты, помещаемые в интернет-представительство, не нарушаются, а также что все отношения с разработчиками, авторами и правообладателями соответствующим образом урегулированы.

Отношения по поводу создания интернет-представительства могут быть урегулированы двумя видами договоров, предусмотренных российским законодательством. В первую очередь стоит рассматривать Авторский договор заказа, предусмотренный статьей 33 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах», затем, в случае если заключение Авторского договора заказа по тем или иным причинам невозможно, стоит рассматривать Договор подряда, заключаемый сторонами в соответствии с Главой 37 Гражданского кодекса России. Однако при этом стоит помнить об авторских правах, и включить в текст договора специальный раздел, полностью посвященный урегулированию прав.

Законодательство об авторском праве, как российское, так и международное, прямо указывает на определенные ограничения в использовании любых объектов, в случае, если о снятии таких ограничений не было записано в договоре, заключенном между сторонами.

Например, передача прав на использование интернет-представительства без указания территории использования, будет означать, что права переданы для использования на территории России, при условии, что договор заключен в России. Об этом ограничении прямо указывается в Статье 31 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах».

Также следует оговорить объем передаваемых прав. В идеале права должны быть исключительными и перечень передаваемых прав должен соответствовать перечню имущественных прав определенном в Статье 16 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»:

- воспроизводить произведение (право на воспроизведение);
распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат и так далее (право на распространение);
- импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт);
- публично показывать произведение (право на публичный показ);
- публично исполнять произведение (право на публичное исполнение);
- сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир);
- сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств (право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю);
- переводить произведение (право на перевод);
- переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение (право на переработку).

Помимо перечня прав также должна быть специальная оговорка об отношениях между разработчиком и фактическими авторами (физическими лицами), в которой разработчик гарантирует, что на момент передачи интернет-представительства Заказчику он уже урегулировал все отношения с авторами, а также что он принимает на себя все риски, связанные с предъявлением любых претензий возникающих из реализации переданных прав.

Не менее важным является вопрос о сроке, на который передаются права, поскольку если срок не указан, то считается, что права переданы на пять лет. Однако если права передаются на более долгий срок, - необходимо указать, что права переданы на неопределенный срок или воспользоваться формулировкой: «права передаются для использования без ограничения срока».

Помимо вопросов непосредственно связанных с передачей прав, существует также условие, несоблюдение которого может привести к недействительности договора – таким условием является обязательность уплаты авторского вознаграждения. Этот вопрос не возникает при заключении Авторского договора заказа, однако при заключении Договора подряда, в статье, определяющей размер вознаграждения, необходимо дать прямое указание на то, что авторское вознаграждение за права, передаваемые в соответствии с договором, включено в общую сумму вознаграждения.

Не менее важным, при заключении договора, является вопрос будущего уведомления посетителей интернет-представительства о разработчике, то есть прямая ссылка на разработчика на главной странице интернет-представительства, или указание на разработчика в специальном разделе «о сайте».

Как правило, разработчик требует размещения своего товарного знака и отдельной страницы, содержащей сведения о людях, непосредственно выполнявших работы по созданию интернет-представительства. Такое требование вполне оправдано и заказчик не может удалить такие сведения, поскольку услуги по созданию интернет-представительств, являются видом деятельности разработчика, в отношении которого зарегистрирован товарный знак, и в соответствии со статьей 22 Закона РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» товарный знак может быть использован. В отношении сведений о людях – применяется неимущественное право автора на имя, предусмотренное Статьей 14 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах».

Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод, что интернет-представительство является сложным имущественным комплексом, совокупностью программно-аппаратных средств для ЭВМ, обеспечивающих публикацию содержащихся в нем данных и иных объектов для всеобщего сведения или для ограниченного круга лиц с использованием средств передачи данных и средств связи между ЭВМ, в том числе в сети интернет. Интернет-представительство может быть доступно по уникальному электронному адресу или его буквенному обозначению (доменному имени).

Использование интернет-представительства третьими лицами осуществляется в соответствии с общими правилами, применяемыми в отношении объектов авторского права, при этом правообладатель интернет-представительства открывая к нему публичный доступ тем самым предоставляет пользователям безотзывное неисключительное имущественное право воспроизводить интернет-представительство на компьютере пользователя.

Интернет-представительство