Интернет-представительство
интернет | сайт | право | договор | товарный знак
В течение последних
нескольких лет интернет превратился из чего-то нового и необычного в
нормальное средство коммуникации, такое же как телефон или факс.
Отсюда становится понятным желание многих компаний обзавестись
собственным интернет-представительством, которое бы выполняло роль
информационного центра компании или же участвовало в сложной системе
взаимоотношений компании со своими отделениями и клиентами. К сожалению, в российском законе не дано четкого определения, чем же
является интернет-представительство. Основные точки зрения, которые
предлагаются юристами по поводу правовой принадлежности
интернет-представительства выглядят следующим образом: Каждая из этих точек зрения может быть обоснована и имеет право на
существование, однако в связи с тем, что многие заказчики интернет
представительства знакомятся с интернетом и с собственным сайтом в
момент общения с разработчиками, наиболее логичным было бы дать
возможность понять, как все-таки может быть охарактеризовано
интернет-представительство, чем оно является и о каких моментах
нужно помнить вступая в договорные отношения. Итак, известно, что интернет-представительство размещено в сети и
предназначено для свободного или ограниченного (по паролю) доступа
широкому кругу лиц, при этом доступ к интернет-представительству
осуществляется по сетям передачи данных при обращении к электронном
адресу, по которому интернет-представительство размещено. Адрес
может иметь общепринятый вид, например www.companysite.ru или же
быть представленным в цифровой форме – 000.000.000.000. Компьютер в
любом случае будет обращаться к цифровому адресу, при этом текстовое
имя будет служить лишь в качестве «прикрытия» реального цифрового
адреса и в любом случае должно быть связано с ним.
На основе вышесказанного можно утверждать, что одна из важнейших
сторон правоотношений по поводу использования
интернет-представительства уже решена российским законодательством.
Необходимо, однако, помнить, что если интернет-представительство
содержит так называемый disclaimer, в нем нужно указать, что
пользователю предоставлено право воспроизводить
интернет-представительство на своем компьютере. Отношения по поводу создания интернет-представительства могут быть
урегулированы двумя видами договоров, предусмотренных российским
законодательством. В первую очередь стоит рассматривать Авторский
договор заказа, предусмотренный статьей 33 Закона РФ «Об авторском
праве и смежных правах», затем, в случае если заключение Авторского
договора заказа по тем или иным причинам невозможно, стоит
рассматривать Договор подряда, заключаемый сторонами в соответствии
с Главой 37 Гражданского кодекса России. Однако при этом стоит
помнить об авторских правах, и включить в текст договора специальный
раздел, полностью посвященный урегулированию прав.
Интернет-представительство
- Интернет-представительство это самостоятельный объект, попадающий
под определение «информационная система», данное в Законе РФ «Об
информации, информатизации и защите информации»;
- Интернет-представительство это база данных, в соответствии с
Законом РФ «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных», где в
качестве баз данных выступает организованная структура, а в качестве
наполнения этой базы данных выступает контент, или содержимое
интернет-представительства;
- Интернет-представительство – это литературное произведение, в
соответствии с Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах».
- Интернет-представительство это самостоятельный объект, определений
которого не существует в законе, а потому требующее отдельного
определения при заключении договора на его создание или
сопровождение.
Владелец интернет-представительства не может с уверенностью
гарантировать доступность своего сайта извне, поскольку он не имеет
контроля над сетями передачи данных, равно как и не может обеспечить
качество соединения, достаточное для нормальной загрузки сайта на
компьютер пользователя.
На основе этих рассуждений можно сделать вывод, что
интернет-представительство является обособленным объектом, доступным
пользователю при наличии соединения с сетью и при достаточном для
такого доступа качестве связи.
Так как интернет-представительство, прежде чем отобразиться на
дисплее пользователя, предварительно записывается в память ЭВМ,
можно с уверенностью говорить, что интернет-представительство
воспроизводится на компьютере пользователя, а следовательно владелец
сайта предоставил пользователю неисключительно право воспроизводить
свое интернет представительство на компьютере пользователя. Понятие
воспроизведения, равно как и право содержится в Законе РФ «Об
авторском праве и смежных правах».
Теперь о самом интернет-представительстве – чем оно, по существу,
является?
Во-первых, интернет-представительство является сложным комплексом
имущественных прав, поскольку содержит в себе такие произведения,
являющиеся объектами авторского права, как: литературные
произведения, включая программы для ЭВМ, базу данных, фотографии,
аудиовизуальные произведения, произведения живописи, графики,
дизайна и другие произведения изобразительного искусства. Помимо
перечисленных объектов, в состав интернет-представительства могут
входить другие объекты авторского права, которые попадают под
определение, данное Статьей 6 Закона РФ «Об авторском праве и
смежных правах».
Во-вторых, поскольку интернет-представительство в материальной форме
может существовать только на специальном носителе (жесткий диск или
компакт диск), интернет-представительство является нематериальным
объектом, т.к. носитель является самостоятельным объектом.
В-третьих, поскольку создание интернет-представительства, как
правило, носит явно выраженный творческий характер, т.е. сайт
является результатом творческой деятельности, то
интернет-представительство, таким образом, само попадает под
определение «объект авторского права», хоть и может состоять из
нескольких разных объектов.
Соответственно, при создании интернет-представительства необходимо
быть уверенным, что никакие права третьих лиц на объекты, помещаемые
в интернет-представительство, не нарушаются, а также что все
отношения с разработчиками, авторами и правообладателями
соответствующим образом урегулированы.
Законодательство об авторском праве, как российское, так и
международное, прямо указывает на определенные ограничения в
использовании любых объектов, в случае, если о снятии таких
ограничений не было записано в договоре, заключенном между
сторонами.
Например, передача прав на использование интернет-представительства
без указания территории использования, будет означать, что права
переданы для использования на территории России, при условии, что
договор заключен в России. Об этом ограничении прямо указывается в
Статье 31 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах».
Также следует оговорить объем передаваемых прав. В идеале права
должны быть исключительными и перечень передаваемых прав должен
соответствовать перечню имущественных прав определенном в Статье 16
Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»:
- воспроизводить произведение (право на воспроизведение);
распространять экземпляры произведения любым способом: продавать,
сдавать в прокат и так далее (право на распространение);
- импортировать экземпляры произведения в целях распространения,
включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя
исключительных авторских прав (право на импорт);
- публично показывать произведение (право на публичный показ);
- публично исполнять произведение (право на публичное исполнение);
- сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в
эфир) для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или)
последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир);
- сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в
эфир) для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных
аналогичных средств (право на сообщение для всеобщего сведения по
кабелю);
- переводить произведение (право на перевод);
- переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать
произведение (право на переработку).
Помимо перечня прав также должна быть специальная оговорка об
отношениях между разработчиком и фактическими авторами (физическими
лицами), в которой разработчик гарантирует, что на момент передачи
интернет-представительства Заказчику он уже урегулировал все
отношения с авторами, а также что он принимает на себя все риски,
связанные с предъявлением любых претензий возникающих из реализации
переданных прав.
Не менее важным является вопрос о сроке, на который передаются
права, поскольку если срок не указан, то считается, что права
переданы на пять лет. Однако если права передаются на более долгий
срок, - необходимо указать, что права переданы на неопределенный
срок или воспользоваться формулировкой: «права передаются для
использования без ограничения срока».
Помимо вопросов непосредственно связанных с передачей прав,
существует также условие, несоблюдение которого может привести к
недействительности договора – таким условием является обязательность
уплаты авторского вознаграждения. Этот вопрос не возникает при
заключении Авторского договора заказа, однако при заключении
Договора подряда, в статье, определяющей размер вознаграждения,
необходимо дать прямое указание на то, что авторское вознаграждение
за права, передаваемые в соответствии с договором, включено в общую
сумму вознаграждения.
Не менее важным, при заключении договора, является вопрос будущего
уведомления посетителей интернет-представительства о разработчике,
то есть прямая ссылка на разработчика на главной странице
интернет-представительства, или указание на разработчика в
специальном разделе «о сайте».
Как правило, разработчик требует размещения своего товарного знака и
отдельной страницы, содержащей сведения о людях, непосредственно
выполнявших работы по созданию интернет-представительства. Такое
требование вполне оправдано и заказчик не может удалить такие
сведения, поскольку услуги по созданию интернет-представительств,
являются видом деятельности разработчика, в отношении которого
зарегистрирован товарный знак, и в соответствии со статьей 22 Закона
РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест
происхождения товаров» товарный знак может быть использован. В
отношении сведений о людях – применяется неимущественное право
автора на имя, предусмотренное Статьей 14 Закона РФ «Об авторском
праве и смежных правах».
Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод, что
интернет-представительство является сложным имущественным
комплексом, совокупностью программно-аппаратных средств для ЭВМ,
обеспечивающих публикацию содержащихся в нем данных и иных объектов
для всеобщего сведения или для ограниченного круга лиц с
использованием средств передачи данных и средств связи между ЭВМ, в
том числе в сети интернет. Интернет-представительство может быть
доступно по уникальному электронному адресу или его буквенному
обозначению (доменному имени).
Использование интернет-представительства третьими лицами
осуществляется в соответствии с общими правилами, применяемыми в
отношении объектов авторского права, при этом правообладатель
интернет-представительства открывая к нему публичный доступ тем
самым предоставляет пользователям безотзывное неисключительное
имущественное право воспроизводить интернет-представительство на
компьютере пользователя.