Северо-Кавказская железная дорога.

Электричка прибывает на вокзал Владикавказа Северо-Кавказской железной дороги

Схема Северо-Кавказской железной дороги.


Северо-Кавказская железная дорога.

Каждый из нас хотя бы раз в жизни ездил по железной дороге на электричке или в поезде дальнего следования. И каждый, наверное, почувствовал преимущества этого вида транспорта: путешествие строго по расписанию, доступность, комфортные условия (Сапсан, ласточка). Северо-Кавказская железная дорога не исключение из этих правил, а дополнение.

Северо-Кавказская железная дорога пролегает по территории юга России от Азовского и Чёрного морей на западе до Каспийского моря на востоке. Дорога проходит по территориям Калмыкии, Дагестана, Чечни, Ингушетии, Адыгеи, Карачаево-Черкесии, Ставропольского и Краснодарского края, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии — Алании, Ростовской области, Волгоградской области. Управление Северо-Кавказской дороги находится в Ростове-на-Дону.



Строительство Северо-Кавказской железной дороги началось в 1861 году с прокладки линии Шахтная — Аксай. С выходом дороги к порту резко возросли потоки зерна на экспорт, что придало дополнительный толчок развитию Северо-Кавказской железной дороги. К октябрю 1917 года общая длина Северо-Кавказской дороги составляла 5000 вёрст.

Образована Северо-Кавказская дорога по постановлению СТО после национализации частных железных дорог, из Армавир-Туапсинской железной дороги и Владикавказской железной дороги как Северо-Кавказские железные дороги.

В 1935 году Северо-Кавказские железные дороги были разделены на Северо-Кавказскую железную дорогу (Орджоникидзе) и Азово-Черноморскую дорогу (Ростов-на-Дону). В 1936 году Азово-Черноморскую дорогу переименовывают в железную дорогу имени К. Е. Ворошилова, а Северо-Кавказскую железную дорогу - в Орджоникидзевскую дорогу.

Во время Великой Отечественной войны в сентябре 1943 года железная дорога имени К. Е. Ворошилова переименована в Северо-Кавказскую железную дорогу. В 1959 году Северо-Кавказская и Орджоникидзевская железные дороги были объединены в единую Северо-Кавказскую железную дорогу.

Электрификация Северо-Кавказской дороги начинается с участков Минеральные Воды — Кисловодск и Бештау — Железноводск в 1936 году постоянным током с напряжением 1,5 кВ, в 1964 и 1956 годах соответственно напряжение на этих участках повышается до 3 кВ.

Характеристика Северо-Кавказской железной дороги:
До 1 августа 2010 года в состав дороги входили 5 отделений:

Грозненское отделение, преобразовано в Грозненский регион Северо-Кавказской железной дороги
Краснодарское отделение, преобразовано в Краснодарский регион Северо-Кавказской железной дороги
Махачкалинское отделение, преобразовано в Махачкалинский регион Северо-Кавказской железной дороги
Минераловодское отделение, преобразовано в Минераловодский регион Северо-Кавказской железной дороги
Ростовское отделение, преобразовано в Ростовский регион Северо-Кавказской железной дороги.

До 1995 года в составе Северо-Кавказской дороги было также Лиховское отделение, впоследствии упразднённое и включённое в состав Ростовского. Так же существовало Туапсинское отделение, которое было упразднено в 1991 году и включно в состав Краснодарского.

Также в подчинении Северо-Кавказской железной дороги состоят Владикавказская детская железная дорога и Северо-Кавказская детская железная дорога (г. Ростов-на-Дону).

Эксплуатационная длина Северо-Кавказской дороги составляет 6311,4 км, численность сотрудников — 60 567 человек, число станций — 403 (из них на 281 производятся грузовые операции).

Северо-Кавказская железная дорога выполняет очень важную транспортную задачу, обеспечивая выход грузопотоков на Российские черноморские порты: Туапсе, Новороссийск. Важную роль для всей России в летний и осенний сезон играют пассажирские перевозки, осуществляемые дорогой к таким курортам, как Сочи, Туапсе, Анапа, Кисловодск, Ейск, Горячий Ключ.

Грузооборот Северо-Кавказской дороги в 2007 году составил более 80 млн т грузов, прирост по отношению к 2006 году составил более 10 %.

18 мая 2009 года открыто движение поездов по новому Большому Новороссийскому тоннелю Северо-Кавказской дороги, строительство которого велось с 2005 года. В настоящее время продолжаются работы по строительству параллельной нитки Малого Новороссийского тоннеля.

С 2008 по 2013 год проводились работы по расширению Северо-Кавказской железной дороги до 2 путей на некоторых однопутных участках Туапсе-Пассажирская — Весёлое, построена станция Олимпийский парк и о.п. Олимпийская деревня. Построены тупиковые однопутные линии Адлер — Красная Поляна и Адлер — Аэропорт Сочи.

В настоящее время на Северо-Кавказской железной дороге производится Комплексная реконструкция участка Котельниково — Тихорецкая — Кореновск — Тимашевская — Крымская с обходом Краснодарского узла и Комплексная реконструкция участка 9 км — Юровский — Анапа — Темрюк — Кавказ, призванные расширить пропускную способность магистрали Волгоград — порты Таманского полуострова.

Северо-Кавказская железная дорога