Куйбышевская железная дорога.

Электричка прибывает на вокзал Самары Куйбышевской железной дороги

Схема Куйбышевской железной дороги.

Схема Куйбышевской железной дороги


Куйбышевская железная дорога.

Куйбышевская железная дорога обслуживает регионы Среднего Поволжья. Дорога образована из Самаро-Златоустовской железной дороги, ряда участков Московско-Казанской железной дороги и бывшей Сызрано-Вяземской железной дороги. Общая протяжённость путей — 11 502,5 км, в том числе главных — 7 234,8 км. Управление Куйбышевской дороги находится в Самаре.

Куйбышевская железная дорога обслуживает крупнейшие автомобильные заводы в Ульяновске, Набережных Челнах и Тольятти, нефтеперерабатывающие заводы и оборонные предприятия.

Первый участок Куйбышевской железной дороги (Ряжск — Моршанск) был построен в 1867 году. В 1877 году Куйбышевская дорога была продолжена до станции Кинель. В 1888 году дорога от станции Кинель продлена до Уфы, в 1890 до Златоуста, в 1892 году до Челябинска. Соединенные участки составили Самаро-Златоустовскую железную дорогу, управление которой было перенесено из Уфы в Самару.



В годы Великой Отечественной войны Куйбышевская железная дорога сыграла важную роль, связывая тыл с фронтом. Всего за годы войны на фронт доставлено 443 тыс. поездов (около 20 млн. вагонов). Объём народно-хозяйственных грузов составил более 40 млн. вагонов. По Куйбышевской железной дороге на Урал, в Западную Сибирь, Поволжье и другие районы страны было перевезено оборудование 1 360 крупных промышленных предприятий, эвакуировано свыше 10 млн. человек.

В 1943 году на Куйбышевской дороге был электрифицирован для пригородных перевозок первый участок: Куйбышев — Безымянка. Срочная электрификация этого внутригородского участка железной дороги была вызвана необходимостью подвоза большого количества рабочих на эвакуированные оборонные заводы. Электрификация Куйбышевской дороги стала важнейшим событием для города Куйбышева.

Электровоз ВЛ10У−163 в депо Самара Куйбышевской дороги. В 1944 году было закончено строительство Волжской рокады: Иловля — Саратов — Сызрань — Свияжск. Часть Волжской рокады от Громово до Цильны ныне относится к Куйбышевской железной дороге. В течение долгого времени отсчёт расстояний на Куйбышевской железной дороге в самарском регионе шёл от станции Батраки.

В 1953—1954 годах был электрифицирован на постоянном токе участок Куйбышевской дороги Дёма — Кропачёво. К концу 1958 года электрифицируется участок Похвистнево — Куйбышев — Сызрань — Инза. Населённые пункты, находящиеся вблизи от железной дороги, впервые получали электроэнергию именно от линий, питающих тяговые подстанции.

14 июля 1959 года в состав Куйбышевской дороги были включены Уфимская и Оренбургская железные дороги. В 1960–1970 годах на Куйбышевской дороге была реализована большая программа технического перевооружения: перевод дороги на электрическую и тепловозную тягу, реконструкция узлов и станций, укладка вторых путей.

В октябре 2003 года вместе с остальными 16 дорогами России Куйбышевская магистраль вошла в состав ОАО «Российские железные дороги».

В 2011 году закончилась реконструкция моторвагонного депо «Безымянка» в Самаре. Обновлённое депо «Безымянка» позволило проводить обслуживание пригородных электропоездов Самарского, Пензенского и Башкирского регионов Куйбышевской железной дороги, а также обслуживать новые электропоезда «Ласточка», поступление которых ожидается в ближайшие 2-3 года.

Железнодорожная сеть Куйбышевской железной дороги представляет собой две почти параллельные линии, идущие с запада на восток: Кустарёвка — Инза — Ульяновск и Ряжск — Самара, которые на станции Чишмы соединяются, образуя двухпутную линию, заканчивающуюся у отрогов Уральских гор.

Куйбышевская железная дорога