Октябрьская железная дорога.

Электричка прибывает на вокзал Пскова Октябрьской железной дороги

Схема Октябрьской железной дороги.

Схема Октябрьской железной дороги


Октябрьская железная дорога.

Октябрьская железная дорога занимается эксплуатацией железных дорог северо-западных областей России (кроме Калининградской области), в том числе линии, объединяющей Санкт-Петербург и Москву. Управление находится в Санкт-Петербурге. В состав Октябрьской дороги входит инфраструктура до Ленинградского вокзала Москвы, проходящая непосредственно по территории Московской области и столицы России. Участок Октябрьской железной дороги Санкт-Петербург — Павловск занесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Октябрьская железная дорога была создана после революции на базе существующих дорог. В 1923 году Николаевская железная дорога переименована в Октябрьскую железную дорогу.

В 1929 году Северо-Западные железные дороги объединились с Октябрьской дорогой. Основные магистрали: Ленинград — Москва, Ленинград — Псков, Ленинград — Нарва слились в единое Управление Октябрьских железных дорог (с 1936 года — Управление Октябрьской железной дороги).



В 1931 году на Октябрьской железной дороге был пущен первый советский экспресс «Красная стрела». Он покрыл расстояние между Ленинградом и Москвой за рекордно короткий срок — 10 часов. В 1933 году электрифицирован первый участок Октябрьской железной дороги Ленинград — Ораниенбаум. в 1935 году открылась первая очередь электрифицированного участка Кандалакша — Апатиты.

В 1940 году изменены границы Октябрьской и Кировской железных дорог, в которые включены участки, отошедшие от Финляндии в результате окончания Советско-Финской войны. Постановлением СНК из части Октябрьской железной дороги организована Ленинградская железная дорога.

В 1950 году на Октябрьской дороге закончено восстановление разрушенных в ходе войны свыше 3,5 тыс. км путей, более 300 вокзалов и 1126 зданий, 240 мостов, свыше 6,3 тыс. км линий связи.

В 1953 году Октябрьской железной дороге передана Ленинградская железная дорога, пути которой входили до 1929 года в Северо-Западные железные дороги, в составе которых находились бывшая частная Московско-Виндаво-Рыбинская железная дорога (современное Ленинград — Витебское направление), а также линии Ленинград — Варшавского и Ленинград — Балтийского направлений.

В 1961 году — Ржевское и Великолукское отделение Калининской железной дороги присоединены к Октябрьской железной дороге. Общая протяжённость Октябрьской магистрали составила 8 тыс. км.

В 1965 году на Октябрьской железной дороге впервые вышел на линию дневной экспресс «Аврора», маршрутная скорость которого составила 130 км/час. В итоге только за 1958—1963 годы скорость движения пассажирских поездов возросла с 72,3 до 130,4 км/час, а в марте 1966 г. на электровозе ЧС2м-565 была достигнута скорость 200 км/час.

В 1999 году на средства Октябрьской железной дороги при поддержке МПС восстановлена Петропавловская церковь на ст. Любань, место захоронения первого министра путей сообщения П. П. Мельникова.

1 октября 2003 года Октябрьская железная дорога стала филиалом ОАО «Российские железные дороги».

22 декабря 2005 года завершена электрификация участка Идель — Свирь Октябрьской дороги. Таким образом линия Санкт-Петербург — Мурманск была полностью переведена на электрическую тягу. Участок Идель — Свирь, протяжённостью 435 км, является составной частью Северного хода Октябрьской дороги.

В 2009 году состоялся первый рейс высокоскоростного поезда «Сапсан».

21 октября 2010 года президент РЖД подписал указ о ликвидации отделений Октябрьской железной дороги с 29 декабря 2010 года. Этим же приказом создана Октябрьская дирекция инфраструктуры Октябрьской железной дороги.

12 декабря 2010 года состоялся первый рейс высокоскоростного поезда «Allegro».

12 июля 2011 год — открытие нового участка Малой Октябрьской железной дороги от Петербурга до Пушкина.

Общая длина путей Октябрьской железной дороги - 10378,4 км, развёрнутая длина путей — 13323,762 км.

Все участки Октябрьской железной дороги, за исключением участка Свирь — Мурманск и участка Бабаево — Кошта, электрифицированы постоянным током 3 кВ. Участок Свирь — Мурманск и Бабаево — Кошта электрифицированы переменным током 25 кВ.

Главным ходом Октябрьской дороги считается историческая Николаевская железная дорога.

Современная Октябрьская дорога простирается с севера на юг от Мурманска до Москвы (свыше 2 тыс. км), при этом свыше 900 км расположено за Полярным кругом. В транспортной системе Северо-Западного региона России на долю Октябрьской дороги приходится 75 % грузоперевозок и 40 % пассажирских перевозок. На 2009 год число работников Октябрьской железной дороги составило 69781 человек.

Октябрьская железная дорога проходит по территории одиннадцати субъектов РФ — Ленинградской, Псковской, Новгородской, Вологодской, Мурманской, Тверской, Московской, Ярославской областей, городов Москва и Санкт-Петербург, Республики Карелия, а также частично по территории Эстонии, Латвии, Белоруссии.

В 2009 году Октябрьской железной дорогой было перевезено 218,3 млн тонн грузов, 181,6 млн человек (в дальнем сообщении — 22,1 млн, в пригородном сообщении — 159,5 млн человек).

В 2011 году количество пассажиров, перевезенных по инфраструктуре Октябрьской железной дороги, составило более 134 млн 183 тыс., что на 1,4 млн больше, чем по итогам 2010 года. Из них в пригородном сообщении перевезено свыше 118,6 млн пассажиров, в дальнем следовании — порядка 17 млн.



На полигоне бывших отделений работают регионы:

ДИЗТЕР-1 Московское отделение Октябрьской железной дороги
ДИЗТЕР-2 Санкт-Петербург — Витебское отделение Октябрьской железной дороги
ДИЗТЕР-3 Санкт-Петербургское отделение Октябрьской железной дороги
ДИЗТЕР-4 Петрозаводское отделение Октябрьской железной дороги
ДИЗТЕР-5 Мурманское отделение Октябрьской железной дороги
ДИЗТЕР-6 Волховстроевское отделение Октябрьской железной дороги

Между мегаполисами по Октябрьской дороге курсируют три скоростных фирменных пассажирских поезда:

Аврора — скоростной фирменный поезд № 159/160. Время в пути — 5 ч 30 мин. (отменен)
Невский экспресс — скоростной поезд на локомотивной тяге (ЧС200 или ЭП20). Время в пути — 4 ч 5 мин.

Сапсан — скоростной поезд Velaro Rus, построенный компанией Siemens по заказу ОАО РЖД специально для эксплуатации на данном направлении. Регулярное движение поездов на Октябрьской дороге между Москвой и Санкт-Петербургом началось в 2009 году. Время в пути без остановок — 3 ч 40 мин, с остановками в Окуловке, Бологом, Вышнем Волочке и Твери — 4 ч 15 мин.

Также в 12 декабря 2010 года открыто скоростное движение на линии Санкт-Петербург — Хельсинки с использованием поездов Alstom sm6 (Allegro), улучшенной версии ETR-460 Pendolino. Время в пути 3 часа 27 минут.

Октябрьская железная дорога