Образование и наука


  • ЕГЭ - Единый Государственный Экзамен. Ответы ЕГЭ, подготовка к ЕГЭ, варианты ЕГЭ.
  • Шпаргалки. Конструктор шпаргалок. Скачать шпаргалки.
  • Mathcad — комплексная система компьютерной алгебры
  • Matlab - пакет прикладных программ и язык программирования
  • Сегодня Китай - динамично развивающаяся страна. Чтобы выяснить причины такого подъема экономики, наверное, было бы полезно сделать сравнительный анализ систем образования Китая и России. Рассмотрим ниже, какое же имеется различие в образовательном уровне китайцев и русских.

    Системы образования Китая и России.

    Система образования в Китае.

    К образованию китайцы относятся очень серьезно: университеты приглашают лучших зарубежных преподавателей, государство инвестирует в образование огромные средства.

    Дошкольными учреждениями в Китае являются детские сады. Туда принимают детей в возрасте 3 – 6 лет. Сейчас в стране насчитывается около 150 тыс. детских садов.
    Среднее образование в Китае имеет три ступени. На первой ступени образование является бесплатным.

    Развитие образования

    За последние 50 лет прошлого столетия Китай сотворил редкое в мире чудо в развитии образования: затратив неполные 2% от общемировых расходов на общественное образование, решил проблему распространения обязательного девятилетнего образования среди населения, составляющего одну пятую часть населения всего земного шара. К 2001 г. образование трех ступеней (высшее, среднее и начальное) охватывало 229 млн. человек, темпы роста почти в два раза превысили среднемировой уровень за аналогичный период. Обязательное девятилетнее образование уже введено в районах с населением, составляющим свыше 90% от всего населения страны.

    Система образования в учебных заведениях Китайской Народной Республики включает в себя дошкольное образование, начальную школу, неполную среднюю школу, полную среднюю школу, университет, аспирантуру. В соответствии с этой градацией возраст учащихся и сроки обучения таковы: детские сады набирают детей дошкольного возраста от 3 лет и готовят их три года. Начальная школа и неполная средняя школа сейчас параллельно практикуют учебную систему "6.3", "5.4" и "9 лет подряд" (в большинстве районов используется в основном системе "6.3"). Поэтому срок обучения в начальной школе 6-5 лет, в неполной средней школе 3-4 года; возраст учащихся начальной школы 6-7 лет, а неполной средней школы 12-13 лет.

    Дошкольное образование.

    Дошкольными учреждениями в Китае являются детские сады. Туда принимают детей в возрасте 3 – 6 лет. Сейчас в стране насчитывается около 150 тыс. детских садов.
    В Китае детские сады делятся на государственные и частные.

    Начальное образование.

    Начальное образование в Китае начинается с 6 лет и составляет 6 лет. Основными предметами обучения являются:
    - китайский язык,
    - математика,
    - естествознание,
    - иностранный язык,
    - моральное воспитание,
    - музыка,
    - физкультура и т.д.
    Большинство начальных школ в Китае – государственные.

    В Китае срок начального образования составляет 6 лет, среднего образования первой ступени - 3 года, среднего образования высшей ступени - 3 года. Первые 9 лет обучения (включая начальное и среднее образование первой ступени) относится к обязательному. Все дети в возрасте 6 лет должны ходить в школу. В районах, где в основном осуществлено всеобщее среднее образование первой ступени, все дети, окончившие начальную школу, могут без приемных экзаменов поступить в средние школы, близлежащие от их мест жительства. Чтобы поступить в среднюю школу высшей ступени, выпускники средней школы первой ступени должны сдать вступительные экзамены, организованные местными просветительско-административными органами в едином порядке, после чего отбираются лучшие из них.


    Среднее образование.

    Среднее образование в Китае имеет три ступени. На первой ступени образование по - прежнему является бесплатным. Учащиеся вносят только плату за учебные пособия и тетради. На первой ступени учащиеся учатся три года и изучают:
    - математику,
    - китайский язык,
    - иностранный язык,
    - физику,
    - химию,
    - моральное воспитание,
    - информатику и др.

    На второй ступени среднего образования ребенок учится еще три года .
    Следующие два года являются заключительным этапом. На этом этапе ребята обучаются в профессиональных и специализированных школах. Продолжительность обучения для получения полного среднего образования 12 лет.

    С 1986 года - года принятия "Закона КНР об обязательном обучении" - правительства разных ступеней приложили огромные усилия для реализации 9-летнего обязательного образования и добились заметных успехов. Примерно в 1500 уездах (уездных городах и районах) страны осуществлено 9-летнее обязательное образование, которым охвачено 50% населения страны. В крупных и средних городах, а также в экономически более развитых приморских районах осуществлено всеобщее полное среднее образование.

    Высшее образование.

    По закону в Китае есть три разновидности высшего образования:
    - курсы со специальными учебными программами (срок обучения 2-3 года),
    - бакалавратура (4-5 лет),
    - магистратура (дополнительно 2-3 года).

    По окончании высшего учебного заведения устанавливаются три учебные степени:
    - бакалавр,
    - магистр,
    - доктор.

    Для поступления в вуз необходимо наличие аттестата о среднем образовании и быть старше 18 лет. Абитуриенты сдают вступительные экзамены и языковой тест. Преподавание в учебных заведениях ведется на китайском языке. Если иностранный абитуриент не владеет китайским, то имеется возможность записаться на 1-2-х годичные языковые курсы, по окончании которых можно поступать в университет.

    Общий уровень развития образования в Китае остается сравнительно отсталым из-за многочисленности населения и неравномерности экономического и культурного развития разных районов страны. Лишь 10% китайцев соответствующего возраста имеют возможность пройти систематическое профессионально-техническое образование на этапе средней школы второй ступени. Ежегодно 12,5 миллиона выпускников начальной школы и первой ступени средней школы не имеют возможности учиться дальше, и большинство из них поступают на работу, не проходя необходимого профессионально-технического образования и подготовки. По данным всеобщей переписи населения 1990 года, относительно низкий процент китайцев имеют среднее специальное образование.


    Система образования в России.

    Школьное образование - основа образовательной системы, является основным объектом реформирования и обновления. Содержание образования формирует цели, которые общество ставит перед новым поколением. Успешная реализация реформы в области образования представляется непростой задачей. Реформу образования затрудняет еще и то, что преподаватели и инфраструктура не обеспечены соответствующими ресурсами.

    Прежняя система образования отличалась жесткими учебными планами, составляемыми централизованно. Не было никакой системы оценки образовательных стандартов в национальном масштабе. Потребности образования определялись централизованным планированием распределения рабочей силы.

    Сегодняшняя система образования в России - федеральная, централизованная.

    В настоящее время российская система образования очень схожа с немецкой, но все же она представлена в более упрощенном виде:

    1) Дошкольное образование, которое, как и в Германии, дает детям элементарные знания, но, все же, не приравнивается к первой ступени школьного образования. Дети начинают посещать детский сад с 1/1,5 года (ясли) и находятся там до 6 лет (также добровольно по желанию родителей).

    2) Начальное образование (начальная школа) начинается с полных 6 лет и длится в течение 4 лет (по результатам последних реформ в сфере образования). В отличие от Германии начальное образование дети могут получать уже в гимназиях или лицеях, так как в России данные типы учебных заведений представлены комплексно - с 1 по 11 классы.

    3) Неполное среднее образование в лицеях, гимназиях, общеобразовательных школах длится в течение 5 лет. Окончание 9 классов каждого из этих типов учебных заведений дает право на получение аттестата об общем среднем образовании.


    4) Полное среднее образование или производственно- техническое образование с правом поступления в техникум, колледж и другие профессиональные учреждения. По завершении обучения 10 и 11 классов школы, гимназии, лицея выпускники получают аттестат о полном среднем образовании и имеют полное право на поступление в ВУЗ. Это право распространяется также на окончившего любое профессиональное учреждение, что в Германии является неприемлемым.

    5) Высшее образование с получением диплома специалиста, степени бакалавра, магистра или мастера с правом повышения квалификации в университете или НИИ, по окончании которого получают степень кандидата наук, а позже - доктора наук.

    Дошкольное образование в России

    В российском образовании издавна существует расширенная система обеспечения дошкольного образования. Она продолжает играть огромную роль в вопросах защиты детства и раннего воспитания и образования. Детские сады являются многофункциональными учреждениями, которые, в дополнение к образовательным, выполняют попечительские, социальные и здравоохранительные функции.

    Система школьного образования в России.

    Обучение в российских школах в свете реформ в образовании начинается в возрасте 6 лет и длится в течение 11 лет при полном образовании (11 классов), основное образование составляет 9 лет (9 классов). Хотя в России существует единая образовательная система, все-таки учебные планы от школы к школе различны и меняются из года в год, поэтому не все образовательные учреждения, которые в большинстве своем являются государственными, могут обеспечить школьников необходимой литературой.

    Школьное образование в России представлено следующими типами школ:
    - начальная школа;
    - средняя общеобразовательная школа;
    - лицеи;
    - гимназии;
    - специальные школы

    Начальные школы в России

    Начальная школа в России является первой ступенью школьного образования, где дети приобретают фундаментальные знания для дальнейшего образования. В настоящее время в школе представлены три системы начального образования, базирующиеся на традиционной системе обучения, а также на теориях, разработанных отечественными учеными Л.С. Выготским, Л.В. Занковым, Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым.

    Дети и их родители после окончания начальной школы не обязаны выбирать тип дальнейшего учебного заведения. То есть начальное образование ребенок может получать как в общеобразовательной школе, так и в гимназии или лицее, так как данные типы образовательных учреждений представлены в нашей стране комплексно- с 1 по 11 классы.

    Общее среднее образование.

    Общее среднее образование в России включает в себя начальное образование, 5 классов общей средней школы и 2 старших класса средней школы. Итак, в возрасте 10 лет, то есть после начальной школы, дети переходят на младшую ступень средней школы, обучение в которой продолжается 5 лет. В 15 лет они заканчивают эту ступень в соответствии с законом (то есть заканчивают курс программы основной школы) и получают аттестат о неполном среднем (об общем среднем) образовании. Затем они могут либо продолжить свое образование в школе (то есть пройти курс образовательной программы полной школы) и получить по его окончании аттестат о полном среднем образовании, либо поступить в начальные или средние профессиональные училища.

    За последние годы разнообразие типов и видов школ на базовом уровне среднего образования значительно увеличилось. Все школы отвечают за освоение базовых программ, аттестат, получаемый выпускником, признается во всех регионах России и республиках СНГ. Возможности ранней специализации предоставляются гимназиями и лицеями. Большинство учащихся негосударственных школ не получают аттестата государственного образца. Конкурсное поступление во все виды общеобразовательных учебных заведений, включая гимназии и лицеи, запрещено с 1997 года.

    Лицейское образование.

    Среди современных типов учебных заведений самыми распространенными в России являются общеобразовательные школы, лицеи и гимназии. Название "лицей" принимают некоторые средние учебные заведения с углубленным изучением дисциплин по определенному профилю".

    Сегодня лицейское образование развивается прежде всего в школах с физико-математическим уклоном, деятельность которых инициируется университетами и техническими ВУЗами.

    Обучение в российский лицеях длится с 1 по 11 класс, то есть все 10 лет учащиеся могут получать образование в рамках одного заведения. Так же, как и в немецких школах такого типа, профили лицеев (гуманитарный, естественнонаучный, математический) предполагают упор на предметы данных блоков.

    Образование в гимназиях России.

    Такое образование существует в закрытых учебных заведениях, которые в основном являются частными. Именно они предлагают в основной и старшей ступенях школ внести в учебный план новые предметы, такие как интегрированные курсы ("мир биологии", "мир экологии", "синергетика" как образовательные области естествознания), филология ("основы духовной культуры", "русская словесность", "риторика"), логика, экономика, основы предпринимательской деятельности.

    Так же, как и в других типах средних общеобразовательных заведений, гимназия предоставляет возможность получить образование, достаточное для продолжения обучения в университете. Это составляет значительное различие с гимназиями в Германии, завершение лишь которых дает право на поступление в ВУЗ. Кроме того, формирование ученических коллективов в российской гимназии осуществляется с 1 класса. В гимназию можно перейти из другого типа школ как в течение учебы на основной ступени образования, так и по ее окончании. В этом случае выпускникам 9 классов гимназии также вручаются аттестаты об основном среднем образовании, после чего они решают, остаться им здесь для получения полного среднего образования, или пойти в учебное учреждение профессионального типа.