Метеонова - прогноз погоды на 14 дней
 
 

Ограничение объемов рынка потребительского кредитования ФАС

 

 

Банки, которые ограничивают конкуренцию, Федеральная антимонопольная служба будет отслеживать по специальной методике. В частности, ФАС собирается сравнить стоимость банковских услуг с цифрами налоговой службы госстатистики и органов местного самоуправления. Также для анализа будут использоваться данные ЦБ, рыночные отчеты компаний, обращения граждан, экспертные мнения и результаты соцопросов.

 

На основе полученной информации антимонопольная служба будет определять, насколько далека стоимость кредита от его рыночной цены. Существенным отклонением будет считаться разница в 20% и более от среднерыночной цены.

Однако, у кредитного учреждения будет возможность доказать и обосновать установленные процентные ставки, если они не превышают затраты самого банка на предоставленные кредиты. В противном случае банк ожидает штраф от 1 до 15% полученного дохода. Антимонопольная служба также настаивает на введении штрафных санкций в размере 20-50 тыс. руб. или дисквалификации на трехлетний срок и для должностных лиц.

Однако, по мнению экспертов, установить среднерыночную цену в масштабах страны непросто. Московский рынок существенно отличается от, например, Екатеринбургского. Скорее всего, эта мера направлена на «задавливание» частных банков, которые изначально поставлены в неравные условия с госбанками имеющими доступ к госресурсам и потому возможность предоставлять более дешевые кредиты.

 

Также немаловажную роль играет сдерживание Центробанком ставок по депозитам, что провоцирует рост потребкредитования. Население вместо того чтобы сберегать, предпочитает тратить денежные средства, а если средств недостаточно, то их можно взять у банка в кредит.

Таким образом, в России объем кредитования растет скорее, чем достаточность капитала. Наращивая кредитные портфели, и не увеличивая капитализацию, банки создают угрозу всему банковскому сектору. Скорый рост объемов кредитования вкупе с медленным ростом доходов населения в России неизбежно приведет к увеличению «невозвратных» долгов.

Между тем, международное рейтинговое агентство Moody’s Investors Service прогнозирует рост рынка потребительского кредитования, как в текущем, так и следующем годах на 50%.


Источник:
strahowanie.ru

26 октября 2012

 

Рынок потребительского кредитования – сегмент финансового рынка, в который входят выдача банками потребительских кредитов, экспресс-кредитование, а также POS-кредитование в торговых точках.

Банки являются основными участниками рынка потребкредитования. В настоящее время его игроками становятся также микрофинансовые организации.

Рынок потребкредитования в России появился в начале 2000-х годов.

Одним из первых на него вышел банк «Русский Стандарт». Вслед за ним участниками рынка стали «Хоум Кредит», «ОВК», Альфа-Банк, МДМ-Банк и многие другие. На сегодняшний день предложения потребительских кредитов есть фактически у каждого банка.

Развитие потребкредитования приносит банкам стабильную и значительную прибыль, кроме того, увеличивается спрос на товары и услуги, и, соответственно, растут объемы продаж. Происходит расширение клиентской базы, причем как для торговых точек, так и для кредитных организаций.

 

 

При этом потребительские кредиты часто связаны с повышенным риском невозврата денежных средств для банков. В российских условиях покупка в кредит нередко сопряжена со значительными переплатами за товар.

Дальнейшее развитие рынка потребительских кредитов может привести к снижению процентных ставок из-за высокой конкуренции между банками. Уже наблюдается тенденция, когда точки продаж снижают цены на некоторые товары, чтобы компенсировать покупателям часть затрат на обслуживание займов.

Согласно данным аналитиков, в 2011 году объем рынка потребкредитования составил около 5,4 трлн рублей. Этот сегмент считается одним из самых быстрорастущих в настоящее время.

 

Основные тенденции на российском рынке потребительского кредитования.

Вначале следует определиться с понятием потребительского кредитования. Под потребительским кредитом понимается кредит, имеющий денежную форму, предоставляемый на цели совершения потребительских расходов [1, с 12]. То есть потребительским кредитом является ссуда, выдаваемая кредитором заемщику на некоммерческие нужды.

 

Приведенное определение говорит о том, что потребительский кредит должен быть доступен категориям заемщиков, имеющим источник регулярных доходов не ниже определенного уровня. Уровень дохода определяется банком, исходя из направлений и целей кредитной политики.

 

В связи с этим определением можно сделать вывод, что если заемщик получает ссуду на приобретение активов, которые будут использоваться в коммерческих целях, то данный кредит не может считаться потребительским, так как он несет в себе дополнительные риски, и не отвечает условиям потребительского кредитования.

Сущность потребительского кредитования проявляется и в той роли, которую он играет в функционирования рынка в целом. Причем, как у любого общественного явления, эта роль проявляется двояко.

Положительным является то, что потребительское кредитование играет важную роль в социально-экономической системе страны. Оно оказывает влияние на уровень жизни населения, стимулирует экономическую активность потребителей, что в свою очередь способствует развитию производства, росту ВВП и ускорению темпов экономического роста.

К отрицательным моментам относятся: риски невозврата денежных средств, для банков, а также переплаты за товар, который приобретает заемщик.

Важным является то, в какой степени проявляются положительные и отрицательные черты потребительского кредитования на функционировании рынка.

На рынке потребительского кредитования сегодня работает около 700 российских коммерческих банков, 4000 ломбардов и 350 кредитных потребительских кооперативов граждан. Самыми активными операторами рынка кредитования являются банки.

В 2011 г. произошли изменения в составе игроков рынка потребительского кредитования: ряд зарубежных банков покинул рынок (HSBC, Barclays,

Swedbank), произошел ряд слияний и поглощений (Росбанк и BSGV, Банк Москвы и ВТБ), Сбербанк и Cetelem объявили о партнерстве в экспресс-кредитовании покупки товаров длительного пользования.

 

 

При этом лидерство по объемам потребительского кредитования в 2011 г. по-прежнему принадлежало Сбербанку. В 2011 году Сбербанк выдал потребительских кредитов без обеспечения на общую сумму в 825.4 млрд. руб., что на 350 миллиардов больше, чем 2010 г.

 

Цифра весьма впечатляющая, если учесть, что сама сумма прироста (350 млрд. руб.) потребительских кредитов превышает объем выдачи любого российского банка. Например, тот же ВТБ 24, стабильно занимающий вторую строчку рейтинга, в 2011 году выдал кредитов в объеме чуть менее 200 млрд. руб. Замыкает тройку лидеров «ХКФ Банк» с показателем 137 млрд. руб. и ростом за год на 55,92%, или 49 млрд. руб.

 

 

 

 

 

 

1 2 3 4 5 6

 

1 2 3 4 5 6 7