Европротокол ДТП

Что такое Европротокол и можно ли его применять не в Европе? Это процедура оформления небольшого ДТП без участия полиции. Довольно часто случаются мелкие аварии, особенно в крупных городах. А из-за них

страдают и сами участники ДТП и остальные участники дорожного движения. Для облегчения таких ситуаций как раз и существует система Европротокола. Если участников ДТП двое, если оба из них застрахованы, если предполагаемый ущерб не превысит 25 000 рублей, Вы можете заполнить на месте извещение о ДТП без вызова инспекторов ГИБДД и отослать это извещение в страховую компанию. Казалось бы, очень удобно, однако в России только около 6 % ДТП оформляются с помощью Европротокола. Во-первых, настораживает ограничение по ущербу, а соответственно и по страховой выплате ущерба. Как автолюбителю, на месте определить, что предполагаемый ущерб не превысит 25 000 рублей? С этим даже специалисты справляются с трудом.

Европротокол ДТП. Проект поправок к закону (Закон об ОСАГО, ст.11, п.10) рассматривается уже больше года, планируется повысить размер выплат до 50 000 рублей. Хотя, простым «смертным» автолюбителям кажется и не нужен был бы ограничитель выплаты, достаточно чётко прописанных условий для применения Европротокола.

Во-вторых, процедура заполнения извещения о ДТП не предполагает исправлений, ошибок и т.д. иначе страховщики не примут такое извещение. Как же быть, если оно оформляется сразу после ДТП (а это стресс для участников ДТП), на месте, где попросту может кто-нибудь отвлечь, легко что-то упустить из виду, не записать, пропустить. Извещение заполняется только печатными буквами, а незаполненные графы нужно прочеркивать. Следует изучать инструкцию по заполнению извещения и в стрессовой ситуации вспомнить все пункты? Ещё, прежде чем заполнять извещение, нужно устно обговорить со вторым участником ДТП все детали и приступать к оформлению ТОЛЬКО ЕСЛИ НЕТ РАЗНОГЛАСИЙ. А если на месте участник говорит одно и Вы вроде бы договорились, а потом меняет свою точку зрения и в страховую компанию отправляет другую информацию?

Европротокол ДТП. Так вот и получается, что сама идея оформления ДТП без полиции прекрасна, но процедура сложна и не каждому автолюбителю понятна. Потому и не пользуется успехом система Европротокола. Для сравнения, подобная процедура в самой Европе популярна и не имеет сложных условий и процедур оформления. Страховщики предлагают даже звонить автовладельцам по специальным номерам, где подскажут как правильно заполнять документы на месте ДТП без вызова полиции. Фактором ограничения применения Европротокола является только причинение вреда здоровью и жизни участникам ДТП.


Порядок заполнения Извещения о ДТП

Европротокол ДТП. Извещение о ДТП является официальным безотзывным документом. Каждый экземпляр Извещения о ДТП состоит из двух скрепленных листов: первого и самокопира (второго листа).

Лицевая сторона первого листа совместно заполняется и подписывается обоими участниками ДТП.

После заполнения лицевой стороны Извещение разъединяется - каждому из участников ДТП по одному экземпляру.

Примечание:
Ответственность каждого из участников ДТП определяется только в соответствии с данными, вносимыми обоими участниками ДТП на лицевой стороне Извещения.

Европротокол ДТП. Рекомендуется первый лист Извещения о ДТП оставлять предполагаемому потерпевшему, второй лист (самокопир) - предполагаемому виновнику ДТП. В принципе, не имеет значения, кому достанется первый лист, а кому второй (рекомендации связаны с тем, что оригинал Извещения легче отсканировать и переслать Страховщику виновника при прямом возмещении убытков).

После разъединения экземпляров Извещения внесение изменений на лицевой стороне Извещений не допускается.

Оба участника ДТП обязаны самостоятельно заполнить обратные стороны Извещения. Обратную сторону рекомендуется заполнить уже дома (во Франции даже рекомендуют ее заполнять вместе с юристом).

Примечание:
На обратной стороне Извещения о ДТП имеется бланк декларации, он заполняется каждым водителем отдельно. Эти данные позволяют получить дополнительную информацию, необходимую для разбирательства страхового случая.

Европротокол ДТП. Извещение считается заполненным только в случае если:
экземпляры разъединены;
заполнены обе стороны каждого экземпляра Извещения.

В некоторых случаях, информация с обратной стороны Извещения о ДТП от виновника ДТП может и не понадобиться для подтверждения страхового случая. Но лучше не рисковать: есть обязанность заполнить обе стороны Извещения каждым участником - значит нужно заполнить, чтобы не давать лишнего повода страховым компаниям отказать в страховой выплате.


Ограничения по сумме выплаты при оформлении Европротокола

Главное ограничение применения Европроткола в России - это ограничение максимального размера выплаты при таком (упрощенном) оформлении ДТП: "В случае оформления документов о дорожно-транспортном
происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции размер страховой выплаты, причитающейся потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного его имуществу, не может превышать 25 тысяч рублей" (Закон об ОСАГО, ст.11, п.10).

Еще год назад Минфин подготовил проект поправок в Закон об ОСАГО, в которых предложил увеличить лимит выплаты по Европротоколу до 50000 руб.

В этом году перед выборами Президента РФ ряд политиков заявили, что лимит выплат по Европротоколу нужно повысить до 75000 руб. Сейчас выборы прошли, пора предвыборных обещаний закончилась, и мы ждем, какую же цифру в конечном итоге утвердят народные избранники.

Но ключевой вопрос данной проблемы не в том, КАКИМ должен быть лимит, а ЗАЧЕМ он вообще нужен.

Есть четкий набор критериев возможности применения Европротокола, которые каждый участник ДТП способ определить на место ДТП:
только два участника (два транспортных средства);
оба застрахованы по ОСАГО;
нет пострадавших - не причинен вред жизни или здоровью;
у участников нет разногласий в части описания обстоятельств ДТП и причиненных повреждении.

Размер ущерба на месте ДТП даже специалист может определить только приблизительно. Не специалист может лишь предполагать, каков будет этот размер, следовательно, принять адекватное решение об оформлении Европротокола участники ДТП не могут.

Такое ограничение существует лишь в России, в других европейских странах применение Европротокола ограничивается лишь в случае причинении вреда жизни или здоровью. При этом любое ограничение размера ущерба всегда ущемляет интересы самих участников ДТП.

Единственный смысл введения таких ограничений это борьба с мошенничеством в страховании. Не секрет, что пока Европротокол часто используют те, кто пытается инсценировать ДТП с целью получения страховой выплаты по ОСАГО. Однако борьба с мошенничеством должна строиться не на ограничении размера страховой выплаты, а на четкой процедуре контроля со стороны страховой компании за действиями участников ДТП. Основной механизм - возможность осмотра автомобиля виновника ДТП и применение регресса к виновнику в случае непредоставления автомобиля на осмотр.

Логика действующей редакции Закона получается странная: "Если всем платить мало, то и мошенники получат мало".

Полагаю, что ограничение выплаты при оформлении Европротокола вообще нелогично и должно быть отменено в рамках совершенствования Закона об ОСАГО.


Нужен ли при Европротоколе аварийный комиссар

Первоначально аварийные комиссары (аваркомы) всячески приветствовали введение в России Европротокола, т.к. полагали, что работы у них прибавится. Действительно, раз водители не будут вызывать сотрудников ГАИ для оформления ДТП, то они могут вызывать аварийных комиссаров, которые помогут оформить ДТП более качественно, но… не бесплатно.

Реальность оказалась менее радужной. Если водитель не хочет ждать ГАИ, то почему он захочет ждать аварийного комиссара!

На самом деле, Европротокол можно назвать "убийцей аваркомов". Сама система Европротокола создана именно для того, чтобы участники ДТП никого не ждали для оформления документов, а могли все сделать самостоятельно.

В настоящее время спрос на услуги аварийных комиссаров постепенно снижается - аваркомов по ОСАГО на практике уже не вызывает ни одна страховая компания (даже если такая услуга указывается при проведении конкурсов по ОСАГО).


Оформление Европротокола по каско

Сегодня требования к оформлению ДТП для получения выплаты по каско у многих страховщиков не предусматривают возможность оформления Европротокола (оформления документов без вызова сотрудников полиции) - это остается, пожалуй, самой важной причиной медленного развития Европротокола в России. Многие страхователи отказываются оформлять Европротокол как раз из-за опасения отказа в выплате по каско.


Бесконтактное ДТП и Европротокол

Одним из ограничений применения Европротокола должны стать, так называемые, "бесконтактные ДТП". Один водитель нарушил ПДД (например, выехал на перекресток, не соблюдая знаки приоритета), второй водитель,
пытаясь избежать столкновения с первым автомобилем, совершил маневр, не справился с управлением и врезался в столб. Непосредственного контакта между автомобилями не было, потому такое ДТП и называют "бесконтактным".

Сегодня четких критериев определения ответственного за причиненный вред в такой ситуации нет. Правила дорожного движения предписывают водителю при появлении помехи движению применять все возможные меры к остановке машины, а не производить какие-либо маневры. Чтобы суду принять обоснованное решение в такой ситуации требуется проведение трасологической экспертизы.

Для подобных ситуаций Европротокол применяться не может, т.к. для проведения трасологии требуется, как минимум, подробная схема места ДТП, составляемая сотрудниками ГИБДД.

Аналогичные проблемы возникают в ситуациях, когда автомобили лишь незначительно соприкоснулись, после чего один из них врезается в какое-нибудь препятствие. В этой ситуации также требуется оформление ДТП сотрудниками ГИБДД, чтобы избежать ненужных проблем с Европротоколом.


Вопрос:
ДТП оформлено по еворопротоколу. Виновник ДТП не сдал свой экземпляр в свою страховую компанию. Что делать потерпевшему? Ждать сколько и чего?

Ответ:
В рамках действующего законодательства ничего ждать не надо – подавать заявление о выплате в страховую компанию и требовать своевременной выплаты. Нет такого основания для отказа в выплате как отсутствие экземпляря Извещения виновника ДТП. Если тянут с выплатой – жалоба в ФСФР с требованием выплатить пени за все дни просрочки.


Вопрос:
ДТП было оформлено без вызова сотрудников ГИБДД (ЕВРОПРОТОКОЛ) Теперь страховая компания отказывает мне в выплате страхового возмещения с ссылкой на п. 9 ст. 11 Закона об ОСАГО, т.к. второй участник - виновник ДТП, не представляется свое ТС для осмотра страховщику.

Ответ:
Такого права (отказать в этом случае) у страховой компании нет.
Сперва получить письменный отказ, потом – жалоба в ФСФР (Федеральная служба по финансовым рынкам).
В жалобе можно указать о Вашем требовании о выплате пени за необоснованную задержку с выплатой.


Вопрос:
В какой срок необходимо обратиться в страховую компанию после дтп, при оформлении по европротоколу?

Ответ:
В соответствии с Правилами ОСАГО:
Виновник ДТП должен отправить свой экземпляр Извещения о ДТП (Европротокола) своему страховщику "в кратчайший срок, но не позднее 15 рабочих дней после дорожно-транспортного происшествия ... любым способом, обеспечивающим подтверждение отправки".
Потерпевший в ДТП представляет страховщику свой бланк извещения о ДТП одновременно с подачей заявления о страховой выплате.
Извещение о ДТП может быть передано по факсимильной связи с одновременным направлением его оригинала заказным письмом по указанному в страховом полисе обязательного страхования адресу страховщика или представителя страховщика.


Вопрос:
После заполнения бланка европротокола, надо ли ехать заверять его в ГИБДД или сразу передавать страховщикам?

Ответ:
Ничего заверять в ГИБДД не надо!

 

Европротокол ДТП.